Техника спортивных способов плавания В настоящее время в спортивном плавании применяются следующие способы: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Эти способы условноделятся на две группы: способы с попеременными движениями руками и ногами(кроль на груди и кроль на спине) и с одновременными движениями руками иногами (брасс и баттерфляй—дельфин). Способ на боку, утративший свое спортивноезначение, применяется во время начального обучения. Он с успехом используетсятакже в прикладном плавании, в игре в водное поло. ^Обучение плаванию.
При обучении плаванию занимающиеся не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, приобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повышают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Однако главным, доминирующим фактором в этом процессе является овладение навыком плавания. Кроме этого, занимающиеся получают хорошую физическую и волевую закалку, приобретают необходимые общие и специальные знания и навыки. ^Основные средства обучения К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные испециальные физические упражнения.
^Общеразвивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и, таким образом, подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений.
Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.
^Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений:
а) для освоения с водой;
б) для изучения облегченных способов плавания
в) для изучения техники спортивных способов плавания.
Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения.
Подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания
включают упражнения на суше, имитационные упражнения и упражнения в воде.
К подготовительным упражнениям на суше относятся специальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости: упражнения на растягивание и подвижность в суставах (особенно в голеностопных и плечевых), упражнения с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с гантелями и набивными мячами.
Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с формой движений. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде.
^Специальные упражнения применяются для совершенствования в технике
спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся. ^Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивнойтренировки пловца. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья игармоническое физическое развитие пловца; развитие и совершенствование силы,гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательныхнавыков и повышение функциональных возможностей организма; использованиефизических упражнений с целью активного отдыха и профилактического лечения.
Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые выполняютсяна суше и в воде.Все упражнения, выполняемые в воде, включены враздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки.
Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водной среды. ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки. ^Развитие силы
Сила как физическое качество представляет собой способность человекапреодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряженияотдельных мышц или группы мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовымкачествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них.Эта сила является результатом разносторонней силовой подготовки,осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовыхвозможностей его мускулатуры.
Основными средствами для развития силы являются силовые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). Ко второй группе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т. е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как скоростно-силовые—быстроту их сокращения.
^Развитие гибкости
Гибкость — это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность зависит от развития подвижности в суставах, которая в свою очередь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, которая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и связок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечили пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны
осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде. Для того чтобы увеличить подвижность в суставах и обеспечить выполнение движений большой амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание. ^Развитие быстроты
Быстрота характеризуется способностью человека выполнить то или иное движение снаименьшей затратой времени, т. е. с максимальной скоростью, которая зависит отвеличины сопротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц,участвующих в движениях. Кроме этого, скорость зависит от быстротынервно-мышечных реакций, эластичности мышц и технической совершенностидвижений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величинысопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не можетэффективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основнымисредствами развития быстроты являются упражнения на суше. Они создают фундаментдля повышения скоростных возможностей пловца в воде. Чтобы повысить уровеньразвития быстроты, необходимо овладеть всеми ее проявлениями, а именно:быстротой реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал, мяч в подвижных испортивных играх, касание финишной стенки при смене этапов в эстафетномплавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальнымтемпом мышечных сокращений.Для развития быстроты необходима большая подвижность нервных процессов,которая наблюдается у детей. Вот почему развитие быстроты у детей следуетвсегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнениемтренировочных упражнений в медленном темпе.
^Развитие выносливости
Выносливость—это способность человека в течение продолжительного времени выполнять интенсивную физическую работу. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижения и времени, в течение которого эта скорость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени технической и функциональной подготовленности человека.
В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при выполнении любой работы (любых физических упражнений), а специальная выносливость—длительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специфических физических упражнений).
В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражнений. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обеспечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в специальной физической подготовке пловца. Скоростная выносливость — способность пловца проплывать основную дистанцию с максимальной равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результат. Развитие ловкости
Ловкость—это собирательное двигательное качество человека, которое зависит от уровня развития всех других двигательных качеств. Уровень развитияловкости выражается способностью пловца быстро осваивать различные посложности новые движения, умением правильно координировать свои действия, т.е. быстро находить наилучшую зависимость между формой, характером и временемвыполнения отдельных частей двигательного действия. У пловца ловкостьпроявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новыеварианты отдельных движений и способов плавания в целом. В процессеспортивной тренировки ловкость проявляется во всех новых тренировочныхупражнениях.
Техническая подготовка
Техническая подготовка направлена на непрерывное совершенствование движений пловца во время различных режимов работы, которые изменяются в зависимости от развития двигательных и волевых качеств, функциональной подготовленности спортсмена. Конечной целью этой подготовки является формирование и совершенствование стиля пловца.
Основными задачами технической подготовки пловца являются:
а) развитие двигательной ориентировки в воде и способности управлять своими движениями;
б) выявление и исправление ошибок;
в) формирование и совершенствование стиля пловца.
Средствами развития двигательной ориентировки могут быть любые плавательные
движения циклического типа. Наилучшим образом эти движения представлены в комплексном плавании: пловец лежит в воде на груди и на спине, движения конечностями выполняются одновременно и попеременно, движение головы для выполнения вдоха происходит в разных направлениях.
После приобретения навыка ориентировки в различных положениях основных частей тела (голова, туловище, руки и ноги) пловец должен приобрести эти навыки для определения различных положений кистей, стоп, голеней, предплечья и других частей тела во время плавания. Параллельно с развитием двигательной ориентировки пловец учится управлять своими движениями в воде. Этот процесс является более сложным: правильно управлять своими движениями — это значит уметь тонко их координировать, т. е. точно заполнить отведенное для движения каждой части тела место в полном цикле движений, определить форму, характер (усилие и скорость) каждого движения и временные соотношения движений (ритм). Если при формировании стиля пловца его индивидуальные особенности были в достаточной степени учтены, то в процессе его дальнейшей тренировки совершенствование техники будет проходить успешно и осуществляться в основном за счет достижения более высоких показателей в развитии двигательных качеств. Если стиль пловца сформирован неудачно, необходимо прекратить его совершенствование и начать тренировку в другом способе, ослабить навык основного способа, а затем начать формирование нового стиля.
Я вообще в бассейн в первый раз в таких плавках пришел http://www.proswim.ru/product/speedo-shorty-muzhskie-aquapack-18-3141/, тренер меня отправил домой, сказал, что я не на пляже и далеко не уплыву в такой форме. Поэтому не повторяйте моих ошибок!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]